Следите за кредитной историей? Вовремя оплачивайте услуги ЖКХ
9 нояб. 2016 г.
Уже два года назад всем поставщикам жилищно-коммунальных услуг была официально дана возможность предоставлять в бюро кредитных историй информацию о своих «клиентах».
Конечно же, не обошлось без определенных условий касательно качества предоставляемой информации. Дело в том, что разрешено направлять данные только тех людей, в сторону которых, объявлено судебное решение. А это, соответственно, злостные неплательщики. Таким образом, улучшить кредитную историю при помощи активных работников ЖКХ не получится. Но, несомненно, отсутствие таких данных о вас в НБКИ пойдет вам на пользу, если вы захотите взять займ или кредит.
По мнению инициаторов поправки, полезность таких данных должна быть заметна, как для финансовых структур, которые выдают займы, так и для субъектов информации. Кредиторам будет легче выявить свои риски при оценивании потенциального заемщика, а гражданам нашей страны та поправка должна лишний раз напомнить, что нужно вовремя выполнять свои обязательства по оплате услуг, которыми они пользуются.
Поставщики ЖКУ, в основном, поддерживают эту систему. По официальным данным к середине 2016 года в процессе участвовало 50 организаций из 10 регионов России. Активность управляющих компаний могла бы быть и мощнее, но из-за отсутствия, например, паспортных данных неплательщика сильно усложняют задачу. По мнению представителей УК по ЖКХ, данный инструмент положительно влияет на формирование ответственности жителей, касательно возникновения задолженностей.
Теперь возникает несколько вопросов по развитию системы взаимодействия поставщиков ЖКУ и НБКИ. На данный момент уже разрабатываются законопроекты, которые позволят управляющим компаниям заполучать паспортные данные своих «клиентов». Так же, интересна полезность сведений для кредиторов, насколько эта информация действительно может помочь для скорринга. НБКИ провело исследование и выяснило, что по данным от УК действительно можно делать объективные выводы о человеке. Так, больше 70% из тех, кто должен большие суммы за услуги ЖКХ, почти в 80% случаев имеют задолженности по потребительским кредитам или замам. И почти за всеми из них, кто брал автомобиль в кредит, так же замечены нарушения. Такая статистика говорит о том, что можно смело использовать данные, предоставляемые поставщиками ЖКУ, для оценки клиента.
Дорабатывать и расширять систему, безусловно, надо. Помимо законопроекта о паспортных данных, есть идея дать УК возможность предоставлять и положительную информацию о своих плательщиках. Такая практика должна усилить желание граждан, которые следят за своей кредитной историей, да и остальных, контролировать ситуацию с оплатой своих счетов по ЖКХ.