1. Главная >
  2. Новости

Микрозаймы выйдут из тени и активизируются в Онлайн

3 окт. 2016 г.
28-го сентября в столице прошел микрофинансовый форум. На протяжении всего дня, финансовые специалисты обсуждали работу компаний, выдающих микрозаймы, банковских организаций и действия регулятора. По окончанию съезда, были выделены основные моменты: требования центробанка, скорее всего, будут упрощены, необходимо ограничить количество займов, выдаваемых в одни руки, а так же, желательно постепенно повышать репутацию микрофинансирования в стране.

Надзор должен соответствовать тому, что происходит на рынке микрозаймов

Представитель ЦБ, занимающий руководительскую должность в главном управлении рынка микрозаймов Илья Кочетков сообщил, каким образом должно усовершенствоваться наблюдение за микрофинансовыми организациями.

Соответствующее для МФО регулирование

Разрабатывая новый закон для МФО нужно отчетливо понимать, что эти компании явно отличаются от банков. Соответственно требования, которые положительно сказываются на банковском рынке, могут быть неприемлемы для организаций, выдающих микрозаймы. Внутри рынка, так же, необходимо разграничивать возможности и риски разных компаний и, соответственно, прибегать к разным методам надзора. По мнению докладчика на данный момент основную часть рынка микрозаймов занимают, как раз, те компании, которые должны регулироваться более мягко. Серьезность и насыщенность наблюдений за каждой отдельной компанией должны быть тоже разными. В главной инспекции Банка России уже ведется работа над этой идеей, далее планируется подключить другие подразделения регулятора. Самым частым обсуждением является ситуация с правильной и своевременной подачей отчетности.

Репутация рынка микрозаймов

На сегодняшний день в средствах массовой информации довольно мощно описывается негатив в сторону микрозаймов. У большинства людей, еще не обратившихся в МФО ни разу,  складывается не совсем верное представление об этом виде кредитования. На самом же деле, дела на рынке обстоят не так плохо. Необходимо повлиять на такую ситуацию. Микрофинансовым организациям нужно чаще делиться опытом положительных заемщиков, которые не только вовремя оплатили свои займы, но и рассказали, как компания помогла им, обеспечив деньгами в нужный момент. Так же, на улучшение репутации рынка в целом, должны повлиять жесткие меры ЦентроБанка к черным компаниям, которые ведут свою деятельность недобросовестно. Каждые четыре месяца в правоохранительные органы высылаются заявки, примерно, на 300 компаний.

Микрозаймы заняли плотное место в финансовом секторе

Внутри Банка России МФО стали официально значимым инструментом кредитования, это уже хорошо. Изначально  о микрозаймах ходила дурная слава, многие говорили, что такой рынок абсолютно не нужен стране. На данный момент считается правильным, относится к этому виду кредитования, как минимум, с профессиональной точки зрения. В главном управлении микрофинансирования уже получили определенные одобрения для модификации микрофинансовых организаций. Пока этот момент имеет только начальный характер, но уже есть некоторые согласования на изменения в законодательстве, которые повлияют на возможность банковских организаций трансформироваться в МФО и наобарот.

Стандартные критерии для МФО

Еще один представитель ЦентроБанка Алексей Чирков еще раз подтвердил информацию о том, что компании должны самостоятельно предлагать инструменты регулирования, которые в будущем могут преобразоваться в стандарты. И, конечно же, обозначил несколько направлений, которые, по мнению ЦБ, должны в них быть.

Требования к размеру и к средствам обнаружения информации

Не должны быть критерии исключительно формальные, они должны вырабатываться на практике. Должно быть явно указано, каким образом получается информация и насколько она открыта для потребителя. Ненужно указывать видоизмененную информацию или пользоваться непонятными большинству потребителей терминами.

Обязательные требования к сотрудникам

По большей части такие правила должны применяться к работникам, которые имеют непосредственный контакт с клиентами. Нужно продумать и привести в действие минимальные требования к кандидатам, желающим поступить на работу в МФО. Важно понимать, что речь идет не о большом списке критериев по отбору кандидатов, который добавит нагрузку на административный отдел компании. Речь идет о том, чтобы исключить моменты, когда сотрудник, общающийся с клиентом напрямую, имеет одну или несколько судимостей.

Более плотное общение с заемщиками до судебных разбирательств

Общение с потребителями – важный момент в работе любой компании. То же самое касается и МФО. Должны быть четкие критерии, ясно описывающие взаимодействие с клиентами, к примеру, конкретные сценарии приема обращений. Основная мысль таких действий – повышение лояльности и доверия потребителей к микрофинансам. С 1 января вступает в силу закон, обязывающий все МФО отвечать на запросы клиентов о действующей просрочке по займу. По иным вопросом остается право игнорировать заявки, но нельзя забывать о том, что не получив должной информации в компании, клиент может обратиться в ЦБ. Это неудобно для потребителя, а организация заработает определенный негатив.

Необходимо снизить возможность социальных рисков

Такое действие нужно совершать по тем кредитным продуктам, по которым риск выше. К примеру, «займ до зарплаты» этот продукт следует выдавать один раз одному лицу в год. И кроме этого, определить максимальное количество пролонгаций по нему. На данный момент существуют совсем небольшие займы до 500 рублей, которые нет смысла в чем-либо ограничивать. Но кредиты суммой 10000 – 20000 рублей остаются продуктами повышенного социального риска и их нужно выдавать в конкретном, оговоренном заранее, количестве.

Микрозаймам нужны новые технологии

Среди компаний самым интересным треком форума был посвященный новым технологиям. И это не кажется странным, сегодня, чтобы выдерживать конкуренцию нужно следовать развитию технологий и правильно внедрять их в свои бизнес-процессы. Нынешние лидеры на рынке инновационных технологий, стараются разработать сугубо индивидуальные финансовые системы, основываясь на доходах клиентов, не забывая при этом о различных макро и микро значений, которых может быть очень много. В таком действии вручную перебрать все показатели просто невозможно, поэтому и требуется вмешательство электронных алгоритмов. На западе до сих пор остаются банки, использующие привычные методы работы, которые продолжают нести убытки из-за этого. У нескольких основных американских банковских организаций затраты на проведение операций для выдачи одного займа, иногда доходят до 2%, а в редких случаях вырастает еще в три раза. Добавочная прибыль крупных европейских банков за прошлый год упала 12 – 25%. Помимо финансовых потерей, есть сложности, сопряженные с обработкой большого количества активов, сотрудников и помещений. Из-за этого они уступают в гибкости банкам, которые внедряют инновации в свои бизнес-процессы. Венчурный инвестор Алексей Чаленко настоятельно предложил компаниям, выдающим микрозаймы, менять устоявшиеся методы работы, применять инновации, а многим, кто по какой-то причине еще не начал это делать, выдавать микрозаймы онлайн.

Микрозаймы будущего

Прежде всего, конкурентно способное МФО должно предоставлять своему клиенту максимальный комфорт и удобство в использовании всех доступных ему продуктов и сервисов компании. Безусловно, это касается и скорости выполнения услуги.  Удобный микрозайм в будущем должен представлять собой понятное приложение в смартфоне потребителя. Если у пользователя будет несколько приложений на экране, ему будет гораздо проще и быстрее сравнить предложения и выбрать подходящее его ситуации. Не менее важным объектом улучшения для МФО является система одобрения займа и оценка потенциального заемщика. Она должна уже сегодня работать в разы быстрее, используя новейшие технологии. Еще не так давно критериев для оценки клиента было около двадцати, теперь это количество может достигать 10 тысяч. Модернизация системы будет полезна, как и клиенту, так и самой компании. Уменьшается время на обработку, трудозатраты и, соответственно, стоимость каждой проверки. Клиент получает средства еще быстрее, а организация уменьшает риски, связанные с неправильным оцениванием заемщика. В будущем, чтобы не отставать от конкурентов, каждому МФО будет полезным использовать инновационные системы Big Data и Data Maining.