ЦБ опубликовал требования к базовым стандартам для МФО, которые помогут лучше защитить заемщиков
28 окт. 2016 г.
Для того, чтобы заключить со своим клиентом договор займа, МФО будет следовать конкретным правовым инструкциям. Эти инструкции создаются в саморегулируемых организациях (СРО), в состав одного из которых, должна входить каждая микрофинансовая организация. Документ данной программы опубликован на официальном сайте ЦБ.
СРО выпускает требования для работы всех МФО, входящих в ее состав. Если организация хочет оставаться ее членом, она выполняет требования. ЦентроБанк, в свою очередь, следит за правильностью разработанных требований.
Новая программа описывает распоряжения, относящиеся к взаимодействию МФО и их заемщиков, нацеленные на защиту прав последних. Прежде всего, организация должна предоставить клиенту расширенную информацию о себе – помимо названия, в свободном доступе должен быть опубликован номер записи в реестре МФО. С полным списком, которого, можно легко ознакомиться на сайте Банка России. К номеру реестра добавится упоминание о членстве в определенном СРО и его стандарты, касающиеся взаимоотношений с клиентом. Плюс к этому в свободном доступе для клиента должна быть информация о дополнительных платных услугах, если такие имеются и возможных рисках заемщика. И, конечно же, пользователь услуги должен знать, куда он может обратиться, чтобы защитить свои права в случае, если он считает, что они нарушены.
Правила дальнейшего общения с действующим клиентом будут тоже прописаны в базовых стандартах. Компания должна вовремя доносить информацию до клиента обо всех моментах, которые могут повлиять на условия предоставления услуги.
На момент утверждения заявки на займ и оценивании кредитной истории потенциального заемщика так же будут прописаны конкретные правила. Будет четко прописано, каким образом МФО может получать информацию о клиенте, и из каких источников. Займ до зарплаты должен быть пролонгирован определенное количество раз в год. Данное ограничение должно уменьшить количество ситуаций, когда заемщик берет кредит для того, чтобы расплатиться с другим кредитом. По мнению специалистов это приводит человека к еще большим долгам.
Рекламные действия компаний, а так же принятие и обработка жалоб от клиентов будут тоже прописаны в базовых стандартах.
Новые стандарты после разработки и подтверждения регулятором будут обязательными и все микрофинансовые организации должны будут работать согласно им.