Банк России ввел систематизацию недобросовестных финансовых практик
Для повышения эффективности программ по защите прав потребителей финансовых услуг, Банк России вводит систематизацию основных недобросовестных практик. Использование конкретных терминов и определений позволит участникам финансового рынка больше понимать друг друга, разговаривать на одном языке. Одной из главных причин концентрации внимания на «языковом барьере» стал часто встречающийся мисселинг, то есть, подмена одного финансового продукта на другой. Потребитель часто не понимает, что покупает, из-за чего в итоге оказывается обманутым. Но это далеко не единственная недобросовестная финансовая практика. К таковым также можно отнести:
непрозрачное ценообразование – Mispricing – финансовые организации вводят клиентов в заблуждение, предлагая им продукты со скрытыми комиссиями или сложными тарифами, в которых человеку без финансового образования тяжело разобраться;
связанные продажи - Tied selling – систематическое навязывание страховки банками без предложения клиенту альтернативного варианта кредитования;
некачественное информирование – Misinforming – потребителям часто обещают доходность там, где ее на самом деле не будет, ведь конкретный продукт, по сути, не является вкладом;
продажи неподходящих продуктов - Unsuitable selling – потребителям навязывают финансовые продукты, которые не соответствуют их возрасту и уровню заработка, тем самым подвергая их финансовому риску.
Регулятор, давая имя определенному нарушению, сможет жестче проводить контроль в отдельном выбранном сегменте. В частности, уже сейчас по закону граждане могут возвращать банкам те продукты и услуги, которые им оказались не нужны, в частности, навязанные к кредитам страховки.