В прошлом году Центробанк зафиксировал в 10 раз меньше жалоб на МФО, чем на банки
8 июн. 2017 г.
Специалисты регулятора подсчитали количество жалоб от потребителей за прошедший год. Общие цифры получились примерно такие: около 200 тыс. негативных обращений было в адрес банков и только 11 тыс. человек пожаловались на работу микрофинансовых организаций. Такую информацию предоставил начальник отдела по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального банка Михаил Мамута. Как ни странно, основная доля претензий пришлась на вопросы о больших процентных ставках и работе взыскателей.
На данный момент проанализировано количество претензий в первом квартале нынешнего года и уже заметен спад негативных обращений в сторону МФО. Специалисты считают, что это связано с активной работой Банка России новыми законами, которые принимались благодаря регулятору. В частности речь идет о коллекторском законе.
Данный закон пытались привести в действие более двух лет. Наконец, с 1 января нынешнего года он вступил в действие. Теперь взыскатели не имеют право публиковать информацию о неплательщике во всемирной паутине, звонить заемщику после 22 часов и скрывать свой номер телефона. Если кредитор считает необходимым вовлечь в процесс взыскания коллекторское агентство, он должен сообщить об этом неплательщику в течение месяца.
Хоть и жалоб на МФО поступило гораздо больше в прошлом году, по сравнению с 2015 годом количество негативных обращений в сторону микрофинансовых организаций увеличилось. Так, в позапрошлом году их было 6,3 тыс., а в 2016 году почти в два раза больше – 11 тыс. При этом у банков другая ситуация – в прошлом году было зафиксировано на 40 тыс. претензий меньше, чем в 2015 г.
Михаил Мамута в середине мая поделился еще одной интересной статистикой. Он сообщил, что в первом квартале нынешнего года поступило 29,4 тыс. негативных обращений в сторону некредитных финансовых организаций, таких как ломбарды, МФО и КПК. Среди причин претензий чаще всего оказывались жесткие условия займов, из-за которых было невозможно осуществить полное гашение и неадекватный рост процентной ставки во время действия договора.